Интернет как средство самовыражения
 
ЭСФИРЬ КОБЛЕР
Размышление по поводу статьи Жана Бодрийяра
«Реквием по масс-медиа».

Совсем недавно, в 2003 году, в издательстве «Библион» вышла книга известного современного философа Жана Бодрийяра «К критике политической экономии знака», куда вошла его давняя статья «Реквием по масс-медиа». В обновленном виде эта статья превратилась в целый раздел, но основные положения остались неизменными.

Бодрийяр пишет: «Главной характеристикой масс-медиа является то, что они представляются неким «антимедитатором»…Вся современная архитектура медиа основывается на следующем определении: они суть то, что всегда запрещает ответ, что делает невозможным любой процесс обмена… Вот в чем заключается их подлинная абстрактность. И именно в этой абстрактности находит свое основание система социального контроля и власти

Чтобы правильно понимать термин «ответ» необходимо принять его в его сильной версии: власть в «примитивных обществах» принадлежит тому, кто может давать и кому нельзя отдавать….Вот почему единственно возможная революция в этой области…состоит в восстановлении возможности ответа. Такая простая возможность предполагает опрокидывание всей современной структуры медиа.».

Бодрийяр рассматривает в своей книге целый ряд предложений, философских взглядом и подходов, связанных с возможностью подобной революции и последовательно их опровергает. Наиболее интересной в этом смысле является, на наш взгляд, философия и целый ряд практических предложений Умберто Эко, знаменитого писателя, философа и филолога. Вот как излагаются эти взгляды в книге Жана Бодрийяра. «Эти тезисы могут помочь нам вынести суждение касательно гипотезы Умберто Эко. Вкратце они сводятся к тому, что бесполезно менять содержание сообщения, необходимо изменить коды чтения, навязывать чтению иной код. На долю принимающей инстанции в этой гипотезе приходится самое важное действие, поскольку они аротивопоставляют свой собстенный код коду передатчика, она изобретает подлинный ответ, ускользая от ловушки направленной коммуникации».

Бодрийяр, явно, не согласен с положениями Умберто Эко. Однако, Бодрийяр никогда не жил в России, где мы можно сказать, с молоком матери, научились изобретать свой код информации, тем самым избегая ее ловушки.

Второе. Умберто Эко делает ставку на компьютерные технологии, предложив еще десять лет назад всеобщее и доступное пользование интернетом, интернет-кафе, обмен по всемирной паутине той самой информацией, которая еще совсем недавно была монополией масс-медиа. Сейчас практически все его предложения воплощены в жизнь, но мы попали в новую ловушку: ориентация в интернете становится проблемой еще более сложной, чем сам интернет.

Мы никак не беремся участвовать в этом споре или присоединяться к философским рассуждениям, но мы выбрали для решения своей задачи – экология культуры , - столь актуальную сейчас в России, электронные технологии, потому, что они являются наиболее доступными и демократичными.


ЭСФИРЬ КОБЛЕР

 

© Проект "Россия-далее везде"
 

© проект «Россия - далее везде»
X